ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: «НРАВСТВЕННАЯ ПЕРЕОЦЕНКА»

«Бесстрашно произвели исследование и беспристрастную нравственную оценку самих себя»

Первый шаг приводит людей к осознанию своей зависимости и разрушающего действия мыслей и поступков на их жизнь. Второй шаг помогает понять, что им не хватает знаний и силы, чтобы разрешить проблему самостоятельно. Третий шаг показывает, что существует некий источник мужества, силы и надежды, а также группа знающих людей, которые могут указать выход. Теперь, в четвертом шаге, вы должны научится производить нравственную оценку своих сильных и слабых сторон.

Это довольно страшно, честно взглянуть на себя, особенно, если вы делаете это первый раз в жизни. Для проведения нравственной оценки требуется мужество, потому что вы узнаете такие вещи о себе, которые не хотите знать. Вы как будто освещаете ярким светом темную пещеру. Включив свет, вы начинаете видеть всяких ползающих там тварей. Четвертый шаг — это «исследование». Вам предлагается рассмотреть все стороны своей натуры. В результате вы понимаете, что вы обычный человек, со своими достоинствами и недостатками. Начиная путь к самосовершенствованию, вы должны знать, что вы берете с собой в дорогу, чтобы иметь возможность укрепить свои сильные стороны и преодолеть слабости. Четвертый шаг — это также «нравственная переоценка». Здесь вы имеете дело с такими понятиями как «правильно» и «неправильно», «хорошо» и «плохо». Вы должны ответить на такие вопросы, как: «Хорош или плох для меня тот образ жизни, который я веду?», «Помогает он мне или вредит?», «На благо или во вред этот образ жизни близким мне людям?», «Мое поведение делает меня сильнее или слабее в жизни?»

Понимание четвертого шага можно свести в пять основных пунктов:

1. Вы осознаете необходимость осуществления личной оценки своих как сильных сторон, так и слабостей (дефектов характера).

Первое, что вы должны сделать, это осознать необходимость проведения нравственной оценки. На начальных стадиях большинство людей занимают позицию отрицания. Сначала они отрицают свою зависимость; затем отрицают, что их мысли и поступки наносит вред их жизни; потом отрицают, что нуждаются во внешней помощи. Первые три шага преодолевают все эти отрицания. Но теперь человеку предстоит разрушить еще более глубоко укоренившуюся форму отрицания — отрицание того, кто он есть на самом деле, и что ему действительно нужно, чтобы быть счастливым.

Люди зачастую склонны обвинять всех вокруг. Что бы ни случилось, они всегда находят кого-то, кто виноват. Четвертый шаг рекомендует прекратить обвинять других и начать принимать ответственность за свои поступки и их последствия на себя. Если у человека возникают проблемы в жизни, значит он делает что-то не то. И беда в том, что он не знает, что именно препятствует его счастью. Задачей четвертого шага как раз и является выяснить это.

Цель четвертого шага — развенчание эго, или зависимого «я». Зависимому «я» часто свойственна претенциозность (люди считают себя лучше, умнее или значительнее, чем другие) и эгоцентричность (они убеждены, что являются центром Вселенной, все же остальное имеет мало значения). Эти претенциозность и эгоцентричность часто проявляются, когда человек предпринимает четвертый шаг.

На ранней стадии саморазвития человеку трудно должным образом пройти четвертый шаг. Он может понять, что такое нравственная оценка и как ее делать. Он даже может произвести «пробную» оценку. Но в большинстве случаев, когда эта оценка производится в первые тридцать дней, она на самом деле не имеет никакого отношения к четвертому шагу. Обычно это первый шаг в скрытой форме.

Задачей четвертого шага является выявление дефектов характера, которые заставляют человека страдать. Дефекты характера, на самом деле, являются комбинацией четырех элементов: ошибочных убеждений, иррациональных мыслей, болезненных чувств и саморазрушительного поведения.

Ошибочные убеждения — это наши идеи о нас самих, о других людях и о мире в целом, которые мы считаем истинными, но которые на самом деле ложны. Так, например, многие люди убеждены, что они неудачники. А если они в любом случае неудачники, то зачем пытаться? Не имеет значения, как усердно они работают, чтобы достичь поставленной цели, они все равно придут к срыву. Почему? Потому что так положено неудачникам.

Ошибочные убеждения создают автоматические иррациональные мысли. Когда с нами что-то случается, в уме возникают мысли, основанные на прошлом опыте, которые позволяют нам понять, что происходит. При наличии же ошибочных убеждений возникают автоматические мысли, отражающие ошибочное понимание происходящего.

Четвертый шаг предлагает вам исследовать ваши личностные достоинства и недостатки и определить, какие слабые стороны делают вас таким несчастным. Ваши дефекты характера становятся очевидны, когда вы пытаетесь вести разумную жизнь. Именно такой период жизни вызывает необходимость четвертого шага. Раньше потакая своей зависимости вы легко могли справиться с болью, связанной с вашими дефектами характера. Однако, облегчение было временным — вы лишь временно заглушали боль.

Если вы не произведете тщательную оценку этих разрушительных аспектов, они дальше будут лишь усугубляться. В период воздержания страдания не уходят, а все больше усиливаются. Если вы не вскроете те мысли, чувства и модели поведения, которые причиняют страдания, вы не избавитесь от страдания. Разрушительные мысли, чувства и модели поведения называют «дефектами характера». В психологии они называются «личностными проблемами». В основе каждого дефекта характера лежат ошибочные убеждения относительно самого себя, других людей и относительно мира в целом. Вы думаете, что знаете истину. Вы искренне верите, что вы правы, хотя, на самом деле, вы ошибаетесь. Вы неправильно судите о себе и других, и даже не знаете этого.

Есть люди, которые всячески уклоняются от выполнения четвертого шага. Когда их спрашивали об этом, они обычно говорили: «Я сделал это мысленно». На вопрос написали ли они что-нибудь, они отвечали «нет». Когда их спрашивали: «Составили ли вы список вопросов?», они отвечали: «Нет, но я имею общее представление о том, кто я есть». В переводе с языка отрицания это означает: «Я не выполнил четвертый шаг, но я не хочу признавать этого!».

Цель четвертого шага не в том, чтобы получить общее представление. Цель его — узнать точно, кто вы есть, что вы делаете и почему вы это делаете. Четвертый шаг заставляет вас задуматься о вещах, о которых вы не хотите думать. Он заставляет вас встретиться лицом к лицу с пугающими и смущающими аспектами вашей личности. Выполняя должным образом четвертый шаг, большинство людей обнаруживают у себя дефекты характера, которые заставляют их делать безумные вещи в своей жизни. Четвертый шаг помогает понять природу «аддитивного безумия», которое преследует вас и в жизни.

2. Вы осознаете и преодолеваете отрицание и оправдания, препятствующие проведению нравственной самооценки.

Это следующая задача. Если вы признали свою зависимость, это еще не значит, что проблема отрицания для вас полностью решена. Отрицание преследует людей и в их дальнейшей жизни, меняется лишь предмет отрицания. Когда вы вели себя деструктивно, вы отрицали свою зависимость. Теперь, ведя осознанную жизнь, вы отрицаете свои личностные проблемы или дефекты характера, которые постоянно будут подталкивать вас обратно. Это отрицание бессознательно. Вы не говорите себе: «Сегодня, пожалуй, я откажусь от честного размышления о себе». Вы просто продолжаете размышлять прежним образом, продолжаете верить, что вы тот же человек, каким были в период потакания своей зависимости. Вы отказываетесь исследовать или изменить свои убеждения, позиции, ценности и мысли аддитивной природы.

Чтобы понять, как отрицание может быть бессознательным, подумайте немного о своем дыхании. Дыхание, в основном, бессознательный процесс. Вы дышите постоянно, но редко задумываетесь об этом. Это стало привычкой. Единственный случай, когда вы начинаете думать о дыхании, это когда вам не хватает воздуха.

Таким же образом, вы постоянно отрицаете многое из того, что касается вашей личности. Вы замечаете свое отрицание только тогда, когда то, что вы отрицаете, выходит на поверхность и причиняет вам страдания. А когда это происходит, вам хочется избавиться от страдания. Вы хотите чувствовать себя лучше, не меняя своего мышления, поведения и отношений с другими людьми. Вы хотите чувствовать себя лучше прямо сейчас.

Вы должны осознать, что вы прибегаете к отрицанию, что вы ищете оправдания, чтобы избежать честной оценки самого себя. Одной из основных форм отрицания является компульсивное поведение. Чтобы заглушить свои чувства, вы переедаете, уходите с головой в работу, пьете много кофе или курите.

Всегда можно понять, когда кто-либо из людей что-то переживает. Курящие сразу зажигают сигареты; склонные к компульсивному перееданию бегут в буфет или достают из ящиков столов бутерброды; трудоголики достают свои рабочие инструменты и начинали работать. Пока не проведена нравственная оценка, предусмотренная четвертым шагом, вы будете продолжать переводить болезненные переживания, вызванные вашими ошибочными представлениями, в компульсивное поведение.

Подойти к выполнению четвертого шага нелегко. Вы понимаете, что необходимо произвести самооценку, и все же продолжаете сопротивляться. Как справиться с этим?

3. Вы выбираете знающего и опытного человека (коуча, духовного наставника или консультанта), который мог бы помочь вам произвести самооценку.

Я считаю, что это очень важно. Пробовали ли вы когда-нибудь побриться или нанести макияж без зеркала? Вам нужна система обратной связи. Если вы хотите изменить свою физическую внешность, вам необходим инструмент, который давал бы вам отражение — чтобы вы физически могли себя видеть. Если вы пытаетесь изменить себя психологически и духовно, вам необходимо зеркало, которое давало бы вам ваше психологическое и духовное отражение.

Такое отражение вам может обеспечить только другой человек при условии абсолютной честности с вами. Таким образом, для прохождения четвертого шага вам нужен наставник, коуч или духовный или психологический консультант. Этот консультант не должен делать за вас оценку, он лишь поможет вам научиться делать это самому.

Выбрав человека, который поможет вам произвести нравственную оценку, вы переходите к следующей стадии.

4. Вы составляете список вопросов, касающихся ваших достоинств и недостатков, который поможет вам в проведении самооценки.

Этот список вопросов станет вашим руководством при выполнении нравственной самооценки. Чтобы выполнить работу основательно и полно, вам нужен метод или система.

Не существует единого для всех правильного списка вопросов. Для своей самооценки вы должны составить свой список вопросов при помощи вашего коуча или консультанта. Они должны помочь вам спросить себя: «Какие области мне нужно исследовать?».

Итак, вы изучаете руководства по проведению самооценки. Понимая, что разные люди имеют разные проблемные области, на которые следует обратить особое внимание, вы выбираете то, что подходит непосредственно вам. Каждый человек должен составить собственное руководство по самооценке, которое будет помогать ему в раскрытии его дефектов характера.

5. Вы производите самооценку, составляя список своих достоинств и недостатков.

Сначала определите свои сильные стороны и запишите их. Каковы ваши особенно ценные качества? Что может послужить основой для вашего развития? Затем определите ваши слабые стороны и запишите их. Что вам мешает? Какие дефекты характера могут причинять вам страдания в жизни?

Очень важно письменно выполнить четвертый шаг. Если вы не будете писать, вы, на самом деле, не выполните его. Составляя четкий список своих достоинств и недостатков, вы как бы сами предстаете перед собой в письменном виде. Вы вынуждены давать себе оценку в белых и черных красках, записывать ее, читать и исправлять. Процесс записывания позволяет вам посмотреть на себя со стороны, как видят вас другие. Когда вы делаете это мысленно, вы легко можете уклониться. Когда же пишите, то что вы написали непосредственно предстает перед вами.

При добросовестной работе по четвертому шагу вы должны записать такие секретные вещи, которые никогда никому не говорили, и не хотели бы, чтобы о них кто-либо узнал. Если вы можете поделиться тем, что написали, хотя бы с одним человеком, возможно, вы не определили своих главных дефектов. Но если вас охватывает чувство ужаса, когда вы все это пишете, и вы боитесь, как бы кто-нибудь не нашел ваши записи ни не прочитал их, вы добросовестно выполнили четвертый шаг.

Цель нравственной самооценки заключается в определении «точной природы ваших заблуждений». Вы не должны составлять список всех неблаговидных поступков, которые вы совершили в жизни. Например, многие люди вступают на путь саморазвития с чувством вины за свое сексуальное поведение. Если в четвертом шаге вы напишете: «Я имел связь с Дашей, а затем с Глашей», это будет исповедь, а не выполнение четвертого шага.

Более важно было бы записать: «Что-то есть такое во мне, что заставляет меня быть неразборчивым в связях». Вы должны записать природу своих ошибок, а не конкретные детали.

Многие психологи не любят выражение «дефекты характера», они называют их «личностными проблемами». Но, по существу, они говорят о том же самом. Дефект характера — это личностная характеристика, состоящая из иррациональных мыслей, неуправляемых чувств и саморазрушительного поведения.

Дефекты характера действуют на пяти уровнях.

Первый уровень — ситуационный. В какие ситуации ввергает вас природа вашей проблемы?

Второй уровень — поведенческий. Какую модель поведения активизирует ваш дефект характера?

Третий уровень — мышление. Какие иррациональные мысли вызывает дефект характера?

Четвертый уровень — чувства. Какие неуправляемые чувства и эмоции возникают?

Пятый уровень — центральное ошибочное убеждение. Это и есть основа дефекта характера, которая питает всю проблему. Какое фундаментальное ошибочное убеждение содержит ваша система ценностей, которое заставляет вас вести себя подобным образом? Именно это центральное ошибочное убеждение вы должны найти в четвертом шаге.

Для многих людей выполнение четвертого шага становится мощным, переворачивающим всю жизнь опытом. Это переживание страха и решимости, страдания и облегчения, сомнения и абсолютной уверенности. Для выполнения четвертого шага вы должны быть бесстрашным и внимательным. Если вы подходите к четвертому шагу нерешительно, без особого энтузиазма, вы получите мало пользы для себя. «Что посеешь, то и пожнешь». Если вы действительно готовы к честной самооценке, вы обнаружите не только боль и страдания, но также неисчерпаемый источник облегчения.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Top